logo

phone325+7 950 367 06 61

little18elle-sosnina@mail.ru

Почему часто болеют дети?

В настоящее время вы можете найти огромное количество материалов на эту тему, и у каждого врача, психолога, социолога могут быть свои ответы. Я предлагаю свои ответы на этот вопрос, дополняя тот опыт психологов, который уже есть. Правда я считаю крайне важным не обходить стороной социальные и соматические причины заболеваний и не считать, что психология «по-волшебству» может справиться с любыми трудностями.

Не секрет, что сейчас дети стали болеть чаще, чем ещё двадцать лет назад. В чём же дело, ведь возможности медицины тоже растут. Думаю, вы и сами сможете ответить на этот вопрос немного задумавшись:

Ухудшение экологии — качества воды и воздуха. Всё меньше к нам на стол попадает натуральных продуктов, это уже не говоря о фастфуде.

Всё большее количество лекарств, которые призваны нам помогать, порождают всё большее количество мутаций вирусов, которыми мы вынуждены переболеть — не только дети сейчас стали болеть чаще.

Всё меньше времени мы проводим на воздухе, играя в подвижные игры, предпочитая телевизор и гаджеты.

Информационный стресс (количество информации, которое сваливается на нас с экранов компьютеров, телевизоров колоссально, мы постоянно находимся на связи с огромным количеством людей. Наша психика, а тем более психика наших детей не справляется с переработкой такой массы информации и контактов).

Социальная ситуация двигает нас без устали вперед — главным позитивным качеством человека становится его успешность: достижения в основном материальные. Мы, не отдавая себе отчета в усталости, трудимся над зарабатыванием денег по 12 часов в день и своих детей готовим к тому же.

Это общая ситуация. А теперь, более частные случаи. Столкнувшись с частыми заболеваниями ребенка, конечно мы испытываем калейдоскоп негативных переживаний от беспокойства о здоровье ребенка до безысходности, злости и отчаяния, когда наши многочисленные и дорогостоящие мероприятия не увенчиваются успехом.

Предлагаю рассмотреть следующие возможные причины частых болезней детей, начиная с медицинских вопросов:

Сниженное состояние иммунитета в результате специфических вирусов (так уж случилось, что «сексуальная революция» в последние годы тоже сделала своё дело). И это то, что мы передаём своим детям (герпетические инфекции, цитомегаловирус и т. п.).

Необходимо обратить внимание на состояние носоглотки и желудочно-кишечного тракта ребёнка. Нездоровье этих систем ведет к нездоровью организма в целом.

Родовые травы, болезни позвоночника и т. п.

Наконец-то мы добрались и до психологических причин частых заболеваний у детей. Их тоже огромное множество и, конечно же они могут быть связаны между собой, поэтому вы можете отследить не одну и не две схожие ситуации. Мне бы очень хотелось, чтобы эти заметки послужили вам, дали надежду на выход из вашей иногда кажущейся «безвыходной ситуации».

Причины можно условно разделить на качество отношений внутри семьи:

Подавленные и отрицаемые в семье негативные чувства могут быть причиной заболевания детей. Отсутствие теплых отношений не только между родителями, но и другими значимыми родственниками, например любимой бабушкой, с которой мама или папа не находят общий язык.

Привлечение к себе позитивного внимания (желание получить любовь, заботу). Бывает, что даже в любящих семьях по каким-то причинам может уделяться недостаточно внимания ребёнку (рождение братьев и сестер, карьерный рост родителей и т. п.)

Ребёнок может также становиться «заложником семьи», т. е. его болезни могут служить целям объединения семьи. Родители сплачиваются для преодоления болезни, и в семье наступает мир. На это время родители отвлекаются от других проблем — собственных неудовлетворительных отношений.

Проекция своих страхов, своей неполноценности на ребёнка: «я такой, поэтому ты тоже будешь таким, тогда я могу думать, что это нормально». Конечно речь идёт о бессознательных посланиях о родителя к ребёнку.

Существует также метод системной семейной расстановки, в частности по Б. Хеллингеру, который утверждает, что причиной болезней может быть смерть братьев и сестёр ребёнка — в этом случае ребёнок из любви к ним может хотеть последовать за ними, и даже братьев и сестёр его матери - тогда он выступает как защитник матери и из любви к ней может болеть за неё.

Качество отношений семьи, родителей с миром, социумом (куда уходит ребёнок, если он здоров и хочет двигаться дальше). В данном случае речь чаще всего идёт о матери и тех посланиях, которые бессознательно она ему даёт:

Неспособность отпустить ребёнка от себя:

Возможно отсутствует собственный опыт отделения от своих родителей, уже взрослые мы слишком слиты с ними, скорее зависим, чем близки.

Нежелание после нескольких лет тесной близости (необходимого симбиоза матери и ребёнка) менять ситуацию, возможно снова оставаться одному. Так приятно быть рядом с тем кого ты любишь и кто любит тебя.

Неумение самому наполнять свою жизнь (увлечения, отношения и т.п.)

Неспособность направить ребёнка в мир:

Здесь идёт речь, прежде всего, о различных страхах и тревогах родителей, в большей степени связанных с ними самими, их детством — их выходом в мир. Попробуйте вспомнить собственный опыт общения на детских площадках, в детском саду, школе. Легко ли вы находили друзей, общались ли с тем, с кем хотели, или вам приходилось играть одному или только с тем, кто хотел играть с вами? Были ли вы приняты и любимы сверстниками, воспитателями, учителями?

Собственное нежелание возвращаться в социум (работать, выполнять другие требования). Иногда мать может не признаваться самой себе в том, что хочет оставаться «дома» и после завершения необходимого декретного отпуска, тогда ребёнок начинает болеть, чтобы у матери было оправдание не начинать трудовую деятельность.

Иногда семья в целом может «оправдывать» свою низкую социальную активность (походы в гости, театры, спортивные мероприятия, любое общение, поездки и т. п.) тем, что ребёнок болеет, он слаб, ему вредны контакты и т. п.

Конфликтные отношения семьи с социумом, в действительности с самими собой - «мы не такие, как все», подчеркивание своей исключительности даже таким способом.

Собственные способности ребёнка:

Конечно очень трудно отделить собственные особенности ребёнка от того,что мы в него закладываем, ему транслируем и т. п. Этого в чистом виде и не требуется. Здесь идёт речь о всём том, что мы можем развивать и тренировать у своих детей для того, чтобы им было не нужно и не интересно болеть:

Навыки общения со сверстниками. Часто мы замыкаемся в себе, отказываемся от общения, если у нас не получается находить язык с окружающими и занимать то место в группе, которое хотели. Выход: больше общаться с разными ребятами, не только во дворе и детском саду, а во всех местах, где вы бываете. Следить за тем, чтобы ребёнок умел подходить, знакомиться и предлагать игру сам, но и умел поддерживать чужую игру и следовать правилам. Не терять приобретенные контакты, а закреплять и развивать их: походом в гости, другой совместной деятельностью.

Навыки адаптации в различных социальных ситуациях. Необходимо бывать с ребёнком в разных местах, знакомить его с правилами поведения, подходящими для этого мероприятия (гости, спортплощадки, театр, концерт, поход на работу к родителям, детский сад, школа, большой праздник и т.п.)

Любознательность и интерес ко всему новому. Поощрять и предлагать самому что-то новое, незнакомое. Стараться не запрещать по-настоящему не опасные мероприятия: опыты, эксперименты, исследования (речь идёт не только о науке).

Способность доводить дела до конца, сохранять интерес к уже известному, потерявшему первоначальную новизну. Как правило, всё новое интересно, ребёнок готов участвовать и выполнять правила, затем новизна проходит и становится скучно и однообразно. Выход: либо бросать начатое дело или секцию, либо стимулировать дальнейшую работу. Стимулировать можно поощрением, собственным примером, учить находить новое в том, что кажется известным, активно интересоваться тем, что делает ваш ребёнок и т.п.

Веру в себя и свои способности (хвалите, подбадривайте, давайте осваивать всё новые и новые сферы деятельности, где ребёнок может быть успешен: коньки, лыжи, театральные студии, танцы, спортивные секции, работа по дому, различные виды рукоделия и т. п.). Чем больше будет уметь ребёнок, чем больше у него будет получаться, тем более уверенным он будет в себе и интерес для других в общении.

Поощряйте его самостоятельность во всём.


В завершение хочется пожелать, чтобы ваши усилия не пропали даром и вы и ваши дети могли себя чувствовать свободными, активными и счастливыми. К сожалению, существуют ситуации, в которых помочь может только время (когда дети становятся старше), тогда «держитесь и не теряйте надежды!»